Морихэй Уэсиба: различия между версиями

Материал из Wiki Budo
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показаны 4 промежуточные версии 2 участников)
Строка 20: Строка 20:
 
Местность, где было решено заложить поселок Ширатаки, была пустынной. Климат на севере Хоккайдо не позволял выращивать злаки. Но, несмотря на это, начинания группы были успешными. Они выращивали мяту, разводили лошадей и коров молочных пород. Заложили деревообрабатывающее предприятие. Морихеи одновременно занимаяся строительством начальной школы и торгового ряда в Ширатаки. Он не прекращал интенсивные тренировки у сенсея Сокаку Такеда и в 1916 году Морихеи получил квалификационное свидетельство Дайто-рю джиу-джитсу.  
 
Местность, где было решено заложить поселок Ширатаки, была пустынной. Климат на севере Хоккайдо не позволял выращивать злаки. Но, несмотря на это, начинания группы были успешными. Они выращивали мяту, разводили лошадей и коров молочных пород. Заложили деревообрабатывающее предприятие. Морихеи одновременно занимаяся строительством начальной школы и торгового ряда в Ширатаки. Он не прекращал интенсивные тренировки у сенсея Сокаку Такеда и в 1916 году Морихеи получил квалификационное свидетельство Дайто-рю джиу-джитсу.  
  
xxx
+
Ширатаки быстро растет вместе с производством древисины. 23 мая 1917 года их поселок был уничтожен пожаром. Морихеи вместе с другими переселенцами восстанавливает Ширатаки. Весной 1918 года его избирают в месные органы самоуправления, и в июле у него рождается его первый сын - Такемори. Через год  - еще один сын - Кунихару.
<!-- http://11111esoserver.narod.ru/Library/ueshiba.htm -->
+
 
<!-- http://www.11111satori.com.ua/club/CD/BUDO/Masters_Morihei_Uesiba.shtml -->
+
[[File:МОРИХЕЙ_УЭСИБА2.jpg|200px|thumb|Уэсиба Морихей]]
<!-- http://11111aiki.com.ua/person/24/ -->
+
 
 +
Восемь лет своей жизни Морихеи Уешиба занималя освоением Хоккайдо, но его волновало состояние здоровья его отца. И он принял решение вернуться в Танабе. Йороки Уешиба умер 2 января 1920 года в возрасте 76 лет. И Морихей переехал с семьей в Аябе. Там он увлекся идеями Онисабуро. Он стал учеником Омотокийо и занимался физическими упражнениями медитацией. Морихеи переоборудовал часть своего дома в додзо - "Академия Уешиба". Там он преподавал начала боевых искусств последователям Омотокийо.
 +
 
 +
Пребывания Морихеи в Аябе был отмечен новыми потерями. Он потерял обоих сыновей. В августе 1920 года заболел и умер Такемори, а в сентябре - годовалый Кунихару. В тоже время стала расти известность великолепного мастера боевых искусств из Аябе и росло число занимающихся в Академии. Учиться приежали многие военные моряки с базы Майдзуру.
 +
 
 +
Постоянные занятия боевыми искусствами и возделыванием земли навели Морихея на мысль, что между обе деятельности имеют много общего. И боевые искуства и земледелие взращивают жизнь, защищают и очищают ее. И он понял, что все в мире имеет ценность когда оно наполнено любовью и ответственностью за жизнь. Морихеи принял эту идею всем сердцем, и вся его последующая жизнь была наполненна ею. В это время он заложил новое оригинальное боевое искусство, основанное на гармонии духа и тела. В 1922 году Морихеи назвал его "айки-буджитсу".
 +
 
 +
Весной 1925 года военно-морской офицер, мастер кэндо, вызвал Морихеи на поединок. Морихеи принял вызов и победил практически без борьбы. Он предвидел направления ударов соперника прежде, чем офицер успевал поднять свой деревянный меч. После поединка Морихеи пошел искупаться к водопаду. После долгих изысканий смысла будо он, пришел к осознанию тех фундаментальных философских принципов, которые теперь являются основой айкидо.  
 +
 
 +
Морихеи принял решение сменить название "айки-буджитсу" на "айки-будо" (джитсу - искусство - совершенство техники выполнения приемов, до - путь - путь, по которому следует воин, совершенствуясь и духовно, и физически).
 +
 
 +
Росла известность айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон. Осенью 1925 года его пригласил адмирал Исаму Такешита в Токио для демонстрации боевых искусств в резиденцию бывшего премьер-министра Гомбеи Ямамото. Его выступление произвело огромное впечатление. Весной 1926 года Такешита вновь пригласил Морихеи в Токио. Пребывание Морихеи в Токио несколько затянулось и летом из-за кишечного расстройства он стал плохо себя чувствовать. Это заставило его возвратиться на отдых в Аябе.
 +
 
 +
Следующее приглашение адмирала Такешита Морихеи получил в в феврале 1927 года и не смог отказаться от поездки в Токио. Но постоянные разъезды были утомительны, и Морихеи решил переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию боевых искусств.
 +
 
 +
На протяжении двух лет Морихеи снимал в Токио временное жилье. Позже он поселился в доме неподалеку от храма Сенгаки в районе Курума. Он переделал две комнаты в додзо с восемью циновками. В это время его учениками были Исаму Фудзита, Шойо Мацуи, Кайдзан Накадзато и актер театра кабуки Кикугоро Йонносуки VI.
 +
 
 +
В 1930 году Морихеи переехал на виллу Ушигоме в районе Вакамацу. Там он начал строительство нового додзо. Там же его посетил Дзигоро Кано - основатель дзюдо и глава Кодокана. Кано был восхищен мастерством Морихеи. Дзигоро сказал: "Айки-будо это идеал будо". Впоследствии Кано отправил учится у Морихеи двух своих учеников: Дзиро Такеда и Минору Мочидзики.  
 +
 
 +
В том же году произошло еще одно важное событие. Генерал-майор Макото Мицура посетил додзе Морихеи. Он был скептически настроен по отношени к новому будо и приехал в додзо, с целью посрамить Морихеи. Однако он изменил свое отношение. И восхищение основателем айки-будо было настоль велико, что Мицура тут же записался к нему в ученики. В последствии, он рекомендовал Морихеи, как инструктора, Военной Академии Тояма.
 +
 
 +
В 1931 году было завершено строительство главного додзо айки-будо на восемьдесят циновок. На торжественном открытии додзо получило название "Кобукан". В Кобукане обучалось множество последователей айки-будо, среди которых были  Хисао Камата, Хадзима Ивата, Каору Фунабаши, Цутому Югава, Риндзиро Шира-та. Тогда же "Кобукан" прозвали "адским додзо".
 +
 
 +
Морихеи много времени и внимания уделял искусству боя с мечом - кендо. И множество бойцов кэндо стали завсегдатаями додзо Кобукан, среди них и Кийоши Накамура. Он в 1932 году женился на дочери Морихеи.
 +
 
 +
В сентябре 1939 года Морихеи в качестве почетного гостя побывал в Маньчжурии на соревнованиях по боевым искусствам. В показательных выступлениях он сразился с бывшим борцом сумо Тенрю и с легкостью одержал победу. Морихеи стал часто посещать Маньчжурию, консультируя в университете Кэнкоку и других учебных заведениях. Он не прекратил свои поездки даже после начала военных действий в Тихом океане. В последний раз он был в Маньчжурии по приглашению "Великой Ассоциации Боевых искусств" в 1942 году на праздновании десятой годовщины со дня образования государства Маньчжуко. Там Морихеи демонстрировал приемы боевых искусств в присутствии императора Пу-И.
 +
 
 +
30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Первым президентом этой организации стал адмирал Исаму Такешита. И тогда же айки-будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии.
 +
 
 +
[[File:МОРИХЕЙ_УЭСИБА3.jpg|200px|thumb|Уэсиба Морихей]]
 +
 
 +
В 1941 году Бутокукай - правительственная организация, объединяющая все боевые искусства - приняла айки-будо в свои члены. Морихеи назначил Минору Хираи представителем Кобукана в секции Айки Бутокукая. Именно с этого времени в употребление вошло название "айкидо".
 +
 
 +
Во время Второй Мировой войны основной задачей Морихеи стало сохранение айкидо для будущих поколений. Он эвакуировал штаб-квартиру в префектуру Ибараги. А сам с женой переехал в Иваму. Там они очень скромно жили в сарайчике до окончания войны.
 +
 
 +
После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением. Однако Морихеи верил в свое детище, и упорно трудился, чтобы айкидо утвердилось в послевоенной Японии. 9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай. Тогда же главный додзо в Токио был переименован во "Всемирный Центр Айкидо".
 +
 
 +
Начиная с 1950 года Морихеи снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техники айкидо и обучения молодежи. Он тогда особо подчеркивал, что главным источником айкидо является любовь. Первый иероглиф в названии "ай" - гармония, читается точно так же, как иероглиф, в японском языке обозначающий любовь.
 +
 
 +
В 1954 году штаб-квартирой айкидо снова стал Токио. Токийский додзо, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: "Главный Додзо Айкидо".  
 +
 
 +
В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такашимайя в районе Токио Ни-хомбаси. Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Этот год был годом международного признания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей Японии открывались новые додзо. Айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях и в правительственных учреждениях.
 +
 
 +
В феврале 1961 года Морихеи посетил США по приглашению гавайского филиала Айкикай. Во время своего визита Морихей сделал заявление - "Я прибыл на Гавайи с целью построить "серебряный мост". До сих пор я трудился в Японии, создавая "золотой мост" для объединения страны, но отныне я буду строить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в айкидо. Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви".
 +
 
 +
Морихеи скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов.

Текущая версия на 14:35, 11 мая 2013

Дата рождения: 14.12.1883

Уэсиба Морихей

Уэсиба Морихей родился 14 декабря 1883 в старинном самурайском роде из префектуры Вакаяма. Отец Морихэя был профессиональным наставником будо.

C семи лет Морихеи изучал классиков конфуцианства и буддистские священные писания в храме секты Шингон, расположенном вблизи Дзизоде-ры. Священник Кобо Дайши, будучи его учителем, рассказывал ему чудесные истории. Под их влиянием впечатлительного ребенка стали преследовать сновидения. Это очень обеспокоило его отца. Он решил, что физические упражнения помогут восстановить здоровый сон и душевное спокойствие сына, и стал обучать Морихея плаванию и сумо.

Там же в Танабе Морихей окончил начальную школу, и в возрасте тринадцати лет был зачислен в местную среднюю школу. Обучение в средней школе он оставил, не закончив обучения, и поступил в Счетный институт Йосиды. Получив диплом, Уэсиба Морихеи работал в налоговой службе в Танабе.

В 18 лет он переехал в Токио и открыл там собственное торговое предприятие. В этот период он пришел в школу Кито-рю Джиу-джитсу к мастеру Токусабуро Тойава. Следуя указаниям своего учителя, он уделял большое внимание силовой подготовке. Укреплял мышцы поднятием тяжестей, отжиманиями и хождением на руках. Тогда же у него обнаружилась болезнь бери-бери, что и вынудило его оставить Токио и возвратиться в Танабе.

Вскоре в Танабе он бракосочетался с Хацу Итокава. Хацу родилась в 1881 году и выросла в Танабе, Морихеи ее знал с детсва.

В 1903 году записался добровольно в армию и участвовал в русско-японской войнеи в боях на равнинах Манчжурии. Вернувшись с войны он перенес энцефалит. Поступил в школу фехтования кендо и несколько лет занимался у мастера стиля Ягурю Масакацу Накаи. Отец Уешибы предложил сенсею Киючи Такаги (дзюдо) стать наставником Морихеи. Такаги согласился и Йороки сделал додзо из семейного амбара. Здесь Морихеи осваивал дзюдо стиля Кодокан. Одновременно он продолжал посещать додзо Накаи и получил квалификационное свидетельство школы Гото.

В 1910 году у Хацу и Морихеи родилась дочь. Они ее назвали Мацу-ко. Тогда же Морихеи решил, что правительственный план освоения севера острова Хоккайдо привлекательный. Он совершил поездку на Хоккайдо. Там он познакомился с Сокаку Такеда - известным мастером Дайто-рю. Техника Дайто-рю произвела несгладимое впечатление на Морихеи. Он выявил желание заниматься у Такеда. В Танабе он организовал группу переселенцев из членов местной молодежной ассоциации и назвали ее "Кишу". Эта группа состояла из пятидесяти четырех хозяйств. Это было более восьмидесяти человек. И в марте 1912 года началось переселение из Танабе в Ширатаки, которое завершилось в мае.

Местность, где было решено заложить поселок Ширатаки, была пустынной. Климат на севере Хоккайдо не позволял выращивать злаки. Но, несмотря на это, начинания группы были успешными. Они выращивали мяту, разводили лошадей и коров молочных пород. Заложили деревообрабатывающее предприятие. Морихеи одновременно занимаяся строительством начальной школы и торгового ряда в Ширатаки. Он не прекращал интенсивные тренировки у сенсея Сокаку Такеда и в 1916 году Морихеи получил квалификационное свидетельство Дайто-рю джиу-джитсу.

Ширатаки быстро растет вместе с производством древисины. 23 мая 1917 года их поселок был уничтожен пожаром. Морихеи вместе с другими переселенцами восстанавливает Ширатаки. Весной 1918 года его избирают в месные органы самоуправления, и в июле у него рождается его первый сын - Такемори. Через год - еще один сын - Кунихару.

Уэсиба Морихей

Восемь лет своей жизни Морихеи Уешиба занималя освоением Хоккайдо, но его волновало состояние здоровья его отца. И он принял решение вернуться в Танабе. Йороки Уешиба умер 2 января 1920 года в возрасте 76 лет. И Морихей переехал с семьей в Аябе. Там он увлекся идеями Онисабуро. Он стал учеником Омотокийо и занимался физическими упражнениями медитацией. Морихеи переоборудовал часть своего дома в додзо - "Академия Уешиба". Там он преподавал начала боевых искусств последователям Омотокийо.

Пребывания Морихеи в Аябе был отмечен новыми потерями. Он потерял обоих сыновей. В августе 1920 года заболел и умер Такемори, а в сентябре - годовалый Кунихару. В тоже время стала расти известность великолепного мастера боевых искусств из Аябе и росло число занимающихся в Академии. Учиться приежали многие военные моряки с базы Майдзуру.

Постоянные занятия боевыми искусствами и возделыванием земли навели Морихея на мысль, что между обе деятельности имеют много общего. И боевые искуства и земледелие взращивают жизнь, защищают и очищают ее. И он понял, что все в мире имеет ценность когда оно наполнено любовью и ответственностью за жизнь. Морихеи принял эту идею всем сердцем, и вся его последующая жизнь была наполненна ею. В это время он заложил новое оригинальное боевое искусство, основанное на гармонии духа и тела. В 1922 году Морихеи назвал его "айки-буджитсу".

Весной 1925 года военно-морской офицер, мастер кэндо, вызвал Морихеи на поединок. Морихеи принял вызов и победил практически без борьбы. Он предвидел направления ударов соперника прежде, чем офицер успевал поднять свой деревянный меч. После поединка Морихеи пошел искупаться к водопаду. После долгих изысканий смысла будо он, пришел к осознанию тех фундаментальных философских принципов, которые теперь являются основой айкидо.

Морихеи принял решение сменить название "айки-буджитсу" на "айки-будо" (джитсу - искусство - совершенство техники выполнения приемов, до - путь - путь, по которому следует воин, совершенствуясь и духовно, и физически).

Росла известность айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон. Осенью 1925 года его пригласил адмирал Исаму Такешита в Токио для демонстрации боевых искусств в резиденцию бывшего премьер-министра Гомбеи Ямамото. Его выступление произвело огромное впечатление. Весной 1926 года Такешита вновь пригласил Морихеи в Токио. Пребывание Морихеи в Токио несколько затянулось и летом из-за кишечного расстройства он стал плохо себя чувствовать. Это заставило его возвратиться на отдых в Аябе.

Следующее приглашение адмирала Такешита Морихеи получил в в феврале 1927 года и не смог отказаться от поездки в Токио. Но постоянные разъезды были утомительны, и Морихеи решил переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию боевых искусств.

На протяжении двух лет Морихеи снимал в Токио временное жилье. Позже он поселился в доме неподалеку от храма Сенгаки в районе Курума. Он переделал две комнаты в додзо с восемью циновками. В это время его учениками были Исаму Фудзита, Шойо Мацуи, Кайдзан Накадзато и актер театра кабуки Кикугоро Йонносуки VI.

В 1930 году Морихеи переехал на виллу Ушигоме в районе Вакамацу. Там он начал строительство нового додзо. Там же его посетил Дзигоро Кано - основатель дзюдо и глава Кодокана. Кано был восхищен мастерством Морихеи. Дзигоро сказал: "Айки-будо это идеал будо". Впоследствии Кано отправил учится у Морихеи двух своих учеников: Дзиро Такеда и Минору Мочидзики.

В том же году произошло еще одно важное событие. Генерал-майор Макото Мицура посетил додзе Морихеи. Он был скептически настроен по отношени к новому будо и приехал в додзо, с целью посрамить Морихеи. Однако он изменил свое отношение. И восхищение основателем айки-будо было настоль велико, что Мицура тут же записался к нему в ученики. В последствии, он рекомендовал Морихеи, как инструктора, Военной Академии Тояма.

В 1931 году было завершено строительство главного додзо айки-будо на восемьдесят циновок. На торжественном открытии додзо получило название "Кобукан". В Кобукане обучалось множество последователей айки-будо, среди которых были Хисао Камата, Хадзима Ивата, Каору Фунабаши, Цутому Югава, Риндзиро Шира-та. Тогда же "Кобукан" прозвали "адским додзо".

Морихеи много времени и внимания уделял искусству боя с мечом - кендо. И множество бойцов кэндо стали завсегдатаями додзо Кобукан, среди них и Кийоши Накамура. Он в 1932 году женился на дочери Морихеи.

В сентябре 1939 года Морихеи в качестве почетного гостя побывал в Маньчжурии на соревнованиях по боевым искусствам. В показательных выступлениях он сразился с бывшим борцом сумо Тенрю и с легкостью одержал победу. Морихеи стал часто посещать Маньчжурию, консультируя в университете Кэнкоку и других учебных заведениях. Он не прекратил свои поездки даже после начала военных действий в Тихом океане. В последний раз он был в Маньчжурии по приглашению "Великой Ассоциации Боевых искусств" в 1942 году на праздновании десятой годовщины со дня образования государства Маньчжуко. Там Морихеи демонстрировал приемы боевых искусств в присутствии императора Пу-И.

30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Первым президентом этой организации стал адмирал Исаму Такешита. И тогда же айки-будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии.

Уэсиба Морихей

В 1941 году Бутокукай - правительственная организация, объединяющая все боевые искусства - приняла айки-будо в свои члены. Морихеи назначил Минору Хираи представителем Кобукана в секции Айки Бутокукая. Именно с этого времени в употребление вошло название "айкидо".

Во время Второй Мировой войны основной задачей Морихеи стало сохранение айкидо для будущих поколений. Он эвакуировал штаб-квартиру в префектуру Ибараги. А сам с женой переехал в Иваму. Там они очень скромно жили в сарайчике до окончания войны.

После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением. Однако Морихеи верил в свое детище, и упорно трудился, чтобы айкидо утвердилось в послевоенной Японии. 9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай. Тогда же главный додзо в Токио был переименован во "Всемирный Центр Айкидо".

Начиная с 1950 года Морихеи снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техники айкидо и обучения молодежи. Он тогда особо подчеркивал, что главным источником айкидо является любовь. Первый иероглиф в названии "ай" - гармония, читается точно так же, как иероглиф, в японском языке обозначающий любовь.

В 1954 году штаб-квартирой айкидо снова стал Токио. Токийский додзо, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: "Главный Додзо Айкидо".

В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такашимайя в районе Токио Ни-хомбаси. Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Этот год был годом международного признания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей Японии открывались новые додзо. Айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях и в правительственных учреждениях.

В феврале 1961 года Морихеи посетил США по приглашению гавайского филиала Айкикай. Во время своего визита Морихей сделал заявление - "Я прибыл на Гавайи с целью построить "серебряный мост". До сих пор я трудился в Японии, создавая "золотой мост" для объединения страны, но отныне я буду строить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в айкидо. Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви".

Морихеи скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов.